История Испании История Испании

Древняя Испания
В 1100 г. до н. э. финикийцы основали порт Гадир (Кадис). На восточном побережье (современная Коста-Брава) основали колонии греки. После 680 до н. э. Карфаген стал основным центром финикийской цивилизации, и карфагеняне установили торговую монополию в Гибралтарском проливе. На восточном побережье были основаны иберийские города, напоминавшие греческие города-государства.
В Андалусии с первой половины до середины I тысячелетия до н. э. существовало государство Тартесс. Происхождение жителей Тартесса — турдетанов, очевидно близких к иберам, но стоящих на более высокой ступени развития, до сих пор спорно.


Римская Испания в I—III в.в.
В V—IV вв. до н. э. усиливается влияние Карфагена, империя которого занимала большую часть Андалусии и средиземноморское побережье. Самой крупной колонией карфагенян на Пиренейском полуострове был Новый Карфаген (современная Картахена). Поражение карфагенян (войсками которых руководил Ганнибал) во Второй Пунической войне в 210 г. до н. э. открыло путь к установлению римского господства на полуострове, однако кельтиберы в центральной его части и на севере сопротивлялись ещё почти два века.
Тем не менее Испания стала вторым по значению центром Римской империи после самой Италии. На Пиренейском полуострове родились четыре римских императора (самые известные из них: Траян, Адриан), писатель и философ Сенека. Самым сильным влияние римлян было в Андалусии, южной Португалии и на побережье Каталонии около Таррагоны. баски так и не были полностью романизированы, тогда как другие доримские народы Иберии были ассимилированы уже к 1-2 вв. н. э.
Римляне разделили полуостров на Тарраконскую Испанию (Дальнюю), Бетику (Ближнюю Испанию) и Лузитанию.

Правление варваров
Первые два века нашей эры источником богатства страны служило золото из испанских шахт. В Мериде и Кордове были построены виллы и общественные здания, а дорогами, мостами и акведуками жители пользовались ещё много веков. Несколько мостов в Сеговии и Таррагоне сохранились до нашего времени.
Три живых испанских языка уходят корнями в латынь, а римские законы стали основой испанской юридической системы. Христианство появилось на полуострове очень рано, недолгое время христианские общины подвергались жестоким преследованиям.
В V веке н. э. на Пиренейский полуостров хлынули варвары — германские племена свевов, вандалов, вестготов и сарматское племя аланов, что ускорило крушение уже пришедшей в упадок Римской империи. Вестготы вытеснили вандалов и аланов в северную Африку и создали королевство со столицей в Барселоне, а затем в Толедо. Свевы обосновались на северо-западе в Галисии, создав Свевское королевство.

Королевство вестготов в 500 г.
Составляя всего около 4 % населения, вестготы в VI в. н. э. присоединили к своему королевству свевов, а к VIII в. вытеснили и византийцев (обосновавшихся на юге и юго-востоке полуострова в середине VI в.).
Вестготская верхушка отрицала божественность Христа (ариане), а местное население исповедовало католическую религию (единый для всех христиан Испании католицизм был принят на Толедском соборе в 400 г. н. э.).
Трехсотлетнее правление вестготов оставило значительный след в культуре полуострова, но не привело к созданию единой нации. Вестготская система выборов монарха создавала удобную почву для заговоров и интриг. Хотя в 589 г. вестготский король Реккаред I принял католицизм, это не сняло всех противоречий, религиозные конфликты лишь усилились. К VII в. все нехристиане, особенно евреи, были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.

Мусульманское господство
В 711 г. одна из вестготских группировок призвала на помощь арабов и берберов из северной Африки, которых впоследствии назвали маврами. Мавританским корпусом руководил Тарик ибн Зияд (название Гибралтар происходит от его имени — искажённое «Джабал Тарик» — «Скала Тарика»). Завоевание полуострова маврами всего за несколько лет — удивительный пример быстрого распространения ислама. Несмотря на отчаянное сопротивление вестготов, через десять лет незавоеванными остались лишь горные области Астурии.
До середины VIII в. мавританские территории входили в состав халифата Омейядов, к этому же времени относится происхождение названия мавританского государства Аль-Андалус, территория которого то увеличивалась, то уменьшалась, в зависимости от успехов Реконкисты.
В 756 г. Абд ар-Рахман I ад-Дахиль из рода Омейядов провозгласил независимый Кордовский халифат, расцвет которого пришёлся на правление Абдарахмана III, провозгласившего себя халифом новой Западной исламской империи. Господство мавров нельзя назвать просто завоеванием полуострова. Мавры были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям и внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве. В начале XI в. после смерти диктатора Мансура Арабский халифат распался на множество мелких независимых халифатов и королевств.